Степ-аэробика: эффективность для похудения, упражнения из степ-аэробики, видео для начинающих. Энциклопедия танца: Степ или чечетка Степ чечетка обучение

Тренинг 04.07.2023
Тренинг

Шаг. Особенность степ-шага в том, что при его выполнении танцор ставит ногу на полную стопу, и, несмотря на то, что он делает шаг, танцор все же остается на месте. В чечетке существует четыре основных шага: ball-change, flap, shuffle, brush.Ball-change – самый элемент тэпа. Ударьте об пол полной ступней правой ноги, а затем ударьте носком левой ноги. Далее эти два движения просто чередуйте.Flap – стоя на одной ноге, ударьте пяткой, а затем носком другой ноги и поставьте ногу на пол. Затем тоже самое проделайте другой ногой. Здесь важно, чтобы удары пяткой и носком были не сильными и создавали ощущение легкости.Shuffle – выполняется аналогично Flap, однако, во время движения танцор делает шаг вперед и немного наклояется вперед.Brush – сначала выполняется удар пяткой, при этом нога выходит вперед, затем она назад и выполняется удар носком.

Важными элементами степа так же являются stomp и stamp. Сделайте обычный шаг левой ногой, одновременно приподнимите правую ногу на и оставьте вес тела на последней. И верните левую ногу обратно, т.е. она должна как бы отскочить от пола. Освоить этот элемент не составит труда . Stamp – это тоже самое, что и stomp за исключением того, что при выполнении stampа нога, делающая удар, не отскакивает, а остается на полу.Flap heel или flap hl – очень похож на flap, после которого делается второй удар пяткой.Falling Off The Log – проведите носком правой ноги по полу и закончите движение ударом носка этой же ноги. Затем сделайте тоже самое левой ногой. Не забывайте про руки: когда одна нога отводится назад, вместе с ней уходит назад и противоположная рука. Несмотря на простоту, этот элемент очень оригинальный и динамичный. Его выполнение украсит любой танец, а также придаст ему динамичности.

Далее можно переходите к разучиванию связок. Первая связка: последовательное исполнение движений stomp, hop, step, flap, step, stomp, hop, step, flap, step. Hop – это простой одиночный удар. Для его выполнения необходимо просто подпрыгнуть и приземлиться на ту же ногу. Step – простой удар носком любой ноги с переносом веса тела на нее, пятка при этом не должна касаться пола. Step может выполняться как на месте, так и с шагом вперед – назад или в сторону.Вторая связка - hop, shuffle, step, stomp. Выполнять элементы необходимо в указанной последовательности.

Для того, чтобы разнообразить танец необходимо изучить еще два элемента. Триоль выполняется на половину такта «две четверти». Поднимите правую ногу и согните ее в колене. Поднимитесь на полупальцы на левой ноге и на счет раз опуститесь на пятку с ударом. Одновременно правой ногой выполняется любой двойной удар.Квадроль выполняется на целый такт «две четверти». Исходное положение же как у триоли. После того, как вы ударите пяткой левой ноги, правой ногой необходимо выполнить flick (скользящий удар носком правой ноги вперед) и сразу же flack (скользящий удар носком правой ноги назад). После этого ногу необходимо согнуть в колене и опустить носок правой ноги с ударом. Пятка не касается пола. Во время исполнения всего элемента вес тела остается на левой ноге.После того, как триоль и квадроль с правой ноги освоены и доведены до автоматизма, приступайте к изучению элементов с левой ноги.

Полезный совет

В тэпе важно не просто технически верно исполнять элементы танца. Для того, чтобы все удары были «звучными», необходимо правильно подобрать обувь. Как известно на пятке и носке чечеточных ботинок есть металлические набойки, а прикрепляются они шурупами или заклепками, от степени затягивания которых и зависит звучание ботинок. Покупают набойки в специальных магазинах. Профессиональные танцоры выбирают набойки по звуку, просто бросают их на пол и слушают, чтобы звук при падении был одинаковым, тогда и удары будут ровными и звонкими.

Во время учебы и при исполнении чечетки на сцене важно, чтобы пол не был скользким. Для лучшего звука используют дубовый паркет, либо листы фанеры не толще 18 мм.

Кроме того на соревнованиях и выступлениях танцоров-степистов сцену как правило подзвучивают. Микрофоны устанавливаются на авансцене и на середине сцены. А к ботинкам танцоров крепятся маленькие радиомикрофоны.

Связанная статья

Источники:

  • как научиться танцевать ногами

Степ основан на 4 главных движениях ногами (или «шагах»). Для того чтобы научиться танцевать степ, необходимо освоить их все. Для более легкого обучения можно воспользоваться видеоматериалами, находящимися в интернете в открытом доступе.

Вам понадобится

  • Туфли со специальными набойками и каблуком около 3-4 см.
  • Свободная, не сковывающая движения, одежда.

Инструкция

Поднимите правую ногу, согнув ее в колене, а затем опустите вниз перед собой, ударив носком пол. Перенесите тяжесть тела на правую ногу, оставаясь при этом стоять на , и топните ногой (всей ступней). Перенесите вес опять на левую ногу. Проделайте упражнение несколько раз. Затем поменяйте ноги: левая ударяет носком, правая позади шаг на месте всей ступней. Также можно ударять носком, вынося ногу позади себя. Этот шаг является основным в , и комбинируется с другими шагами, описанными ниже.

Правой ногой ударьте пол перед собой сначала носком, при этом нога идет вперед, не поднимается над полом. А затем ударьте пол каблуком, при этом нога идет назад и заходит за левую ногу, оставаясь в подвешенном состоянии. Это и есть шаг Shuffle. Далее ударьте носком правой ноги пол и перенесите вес на эту ногу, одновременно делая шаг на месте левой ногой. Т.е. по сути, исполните шаг Ball-change. Повторите шаг несколько раз и поменяйте ноги.

Этот шаг делается аналогично предыдущему, однако, при этом делается шаг вперед. Т.е. носком и каблуком, правая нога не заносится назад, а ставится вперед на всю стопу. Затем шаг Ball-change. Левая нога, которая стояла спокойно, пока осуществлялся шаг Flap, ударяет носком пол, и на нее переносится вес. Правая нога делает шаг на месте, вес переносится на нее. Затем ноги меняются.

Правая нога отступает назад, попутно ударяя носком пол, и зависает в согнутом состоянии над полом. Затем начинается шаг Ball-change: правая нога ударяет носком пол позади, вес переносится на нее. Левая нога делает шаг на месте на всю стопу. Вес снова переносится на нее. Ноги меняются.

Проделайте все четыре шага в разных вариациях.

Обратите внимание

Не следует начинать обучение степу сразу по приобретению обуви. Необходимо поносить ее некоторое время и привыкнуть к новым набойкам и необычному шуму. Также при поиске видеоматериалов не следует путать классический степ с диско степом и другими направлениями танца, возникшими значительно позже.

Полезный совет

В степе необходимо, выполняя шаг, ставить ногу на всю стопу (за исключением движений, требующих удара носком или пяткой, разумеется). При этом делать это надо с усилием.

Источники:

  • Описание основных шагов степа.

Драм-степ - это танцевальное направление с красивым звучным названием. Почему Драм? Потому что танец строится под ломаные ритмы в стиле Drum and Bass. Развиваться такое направление начало в 90-х, когда вечеринки стали вести легендарные мировые диджеи. Drum музыка больше известна нам, как музыка в стиле Jungle. А танец в ее сопровождении получается очень необычным. И научиться выполнять такие движения не очень легко.

Вам понадобится

  • кеды;
  • кроссовки на ровной подошве;
  • джинсы;
  • штаны

Инструкция

Элементы брейка, хип-хопа и hard степ а - все это с легкостью соединяет в себе драм-степ . В начале был популярен только в клубах, где активно крутилась "ломаная" и считался танцем избранных - тех, кто понимает, хип-хоп и . Но с течением времени молодежь вынесла такие движения на улицы. И теперь драм-степ легко можно научиться самостоятельно дома. Основные движения этого совершаются при помощи ног (такие своеобразные "финты" ногами).

Техника выполнения танца достаточно проста - строится она на чередовании: носок-пятка, носок-пятка. Также среди основных элементов этого вида степ а присутствует поочередных махов ногами вперед, затем в обе стороны, а потом скрещивание. Еще в могут присутствовать развороты на полу, на пятках, на носках. А высший пилотаж - это развороты в воздухе. Для успешного выполнения танца необходимо вдобавок ко всем прочим движениям владеть и техникой поворотов. Выполнять их нужно уметь вокруг своей оси, причем на довольно большой скорости.

Главным условием удачного исполнения драм-степ а является соблюдение угла, под которым нога встает к земле. Он обязательно должен быть ровным и правильным. Четкой последовательности движений нет, этот танец - сплошная импровизация. Техника танца зависит от того, насколько хорошо человек владеет своим телом и насколько хорошо он может выполнять элементы кручения, поворотов и разворотов.

Кроме движений важна так же и скорость танца. Потому что она зависит, в первую очередь, от музыки. Для этого, как правило, используют брейкбит. Суть танца заключается в следующем: когда музыка, необходимо довольно энергично ударять пяткой об землю. Но в то же время не забывать о том, что движение должно чередоваться - с пятки на нос.

Чечетка - танец, завоевавший Америку

«Музыка ног» - буквально так можно описать чечетку. Для этого танца необязательно использовать музыкальное сопровождение - ритм отбивается специальной обувью с металлическими пластинами на подошве. В этом и заключается главное достоинство жанра: уникальный танцевальный рисунок доступен даже для незрячих людей. Ведь они его слышат. Кто впервые стал отбивать чечетку, предлагаем узнать из нашей статьи.

История чечетки

По-другому этот танец называют американским степом, потому что родиной жанра считаются именно США. Это направление стало главной изюминкой Бродвея, а затем и Голливуда. Частые и ритмичные пристукивания туфлями с металлическими набойками завладели умами американцев, несмотря на Великую депрессию, охватившую страну в конце 20-х начале 30-х годов XX века. Люди с удовольствием шли на музыкальные постановки, чтобы полюбоваться исполнением любимых танцоров. Кто был «виноват» в таком ажиотаже?


Истоки степа прослеживаются в ритуальных танцах коренного населения Америки - индейцев. Их движения во время обрядов действительно чем-то напоминают ритм чечетки. Но истинными «родителями» направления все же являются культурные традиции негров и ирландцев, заселивших земли Нового Света еще в XVIII веке. Негры привезли в Америку африканские ритмы, а ирландцы - жигу. Во время импровизированных матчей, которые устраивали иммигранты, расовые и другие стереотипы растворялись в борьбе за самое лучшее исполнение танца деревянных подошв. Своеобразные соревнования оставались в тени широкой общественности до 1830 года, который считается годом рождения степа.

В 1830 году известный ирландский танцор, выступавший под псевдонимом папа Райс, продемонстрировал публике новый танец. Он объединил жигу с некоторыми элементами африканских ритмов, в частности заимствовал определенные движения ног, плеч и рук. Папа Райс был встречен овациями - так появилась чечетка, взволновавшая Америку.


До 20-х годов прошлого столетия степ был неразрывно связан с Бродвеем и артистами, которые виртуозно исполняли этот танец. Одним из главных степистов, блиставших на театральных подмостках, стал афроамериканец Билл Робинсон. Танцору удалось добиться невероятного на тот момент - расположить к себе белую публику. Ведь согласно правилам расовой сегрегации тех времен черные должны были танцевать только для черных, а белые - для белых. Робинсон изменил эти традиции. Но не только этим примечательна его фигура в развитии степа. Удар носком ботинка, скользящий удар, танец на лестнице - все это его «рук» дело, за что современные поклонники чечетки говорят ему спасибо.

С развитием киноиндустрии степ-данс приобретает иной статус. Теперь стиль становится главным объектом внимания режиссеров музыкальных комедий. Появляются новые кумиры степа. Фредерик Аустерлиц или Фред Астер стал главной звездой голливудских мюзиклов, хотя первоначально к его кандидатуре отнеслись скептически: лысеющий актер, играть толком не умеет, разве лишь немного танцует. Но молодой человек смог обаять кинопродюсера Дэвида Селзника и показать всему миру свой талант. Заслуга Астера заключается в том, что он не просто исполнял степ. Он виртуозно объединял его с хореографией классического танца, создавая особую эстетику стиля.

Кому в Голливуде досталась пальма первенства среди чернокожих актеров, исполняющих чечетку? Это был Сэмми Дэвис Джуниор, который начал свою карьеру в 3 года. Талантливый афроамериканец завоевал любовь публики и увлек ее своими невероятно мастерскими движениями.

Послевоенное время считается золотым в развитии степа. Война позади - можно расслабиться и насладиться игрой актеров мюзиклов, исполняющих степ. Имена Фреда Астера, Джина Келли, Джиндер Роджерс не сходят с афиш, а великие степисты не перестают отбивать четкий ритм, превращая танец в искусство.

В начале 50-х годов жанр переживает период застоя. На большие оркестры, музыка которых сопровождала большинство степ-дансев, правительство ввело налог. Мюзиклы перестают приносить доход - продюсеры ищут новые идеи для сценариев. Так, степ остается на обочине киноиндустрии, которой был обязан своим развитием, уступая место балетным сценам.

В конце 60-х годов Бродвей находится под властью больших танцевальных событий: постановщики начинают возрождать старые мюзиклы в том числе с чечеточными номерами. Одновременно по телевидению запускают несколько передач о степе. Все это приводит к возрождению стиля, новой волне его популярности. При этом степ перестает восприниматься просто как развлечение. Виртуозные постукивания обувью стали предметом искусства - поклонники жанра стали открывать школы обучения степ-дансу, по стране организуются фестивали и соревнования между степистами.

В настоящее время интерес к стилю не угас. Да, степ ушел с больших экранов. Где он «обосновался»? В небольших камерных заведениях, где современные танцоры продолжают отбивать четкий ритм в попытках завоевать статус самого талантливого исполнителя чечетки.

Интересные факты

  • Туфли с металлическими набойками появились только во времена джаза. Первоначально степ танцевали в сабо и башмаках на деревянной подошве.
  • Начиная с 1989 года каждое 25 мая все танцоры отмечают день степа. Дата выбрана неслучайно. В этот день родился мастер степ-данса Билл Робинсон. В США праздник приобрел официальный статус.
  • В фильме «Маленький полковник» 1935 года Билл Робинсон исполняет свой знаменитый "ступенчатый степ" вместе с кинозвездой Ширли Темпл, самой юной обладательницей премии «Оскар». Это была первая кинолента, в которой танцевали представители черной и белой рас рука об руку. По этой причине фильм был запрещен к показу в южных штатах.
  • Во время Второй мировой войны Фред Астер вдохновлял американских солдат импровизированным исполнением степа. Он специально прилетел в Лондон, чтобы поднять боевой дух соотечественников перед высадкой в Нормандии.
  • В начале XIX века степ считался танцем чернокожего населения США, поскольку был тесно связан с развитием джаза . Джазовые мелодии словно были созданы для исполнения чечетки, поэтому танец в 20-х годах называли «джазовым» и никак иначе.
  • В 1920 году степ стал развлечением для бывших любителей крепкого алкоголя. Сухой закон, принятый в США в том году, ставил под полный запрет производство и продажу алкогольной продукции. Чтобы хоть как-то развлечь аудиторию, владельцы питейных заведений приглашали чернокожих степистов.
  • В 2000 году в Книге рекордов Гиннеса появилась запись о степисте Джерри Адамсе. Этот танцор преодолел расстояние от Вашингтона до Нью-Йорка за 6 часов. Что здесь примечательного? То, что он сделал это, отбивая дробь чечетки. К слову - расстояние между конечными точками составило 328 км.
  • Есть в Книге рекордов еще одна запись, посвященная на этот раз самому быстрому степисту. 28 ударов в минуту - таков результат Майкла Райна Флэтли, хореографа ирландского происхождения. Рекорд был зафиксирован в 1989 году. Ровно через 9 лет танцор побил собственный рекорд, установив новую планку в 35 ударов. Но не только этим знаменит Майкл Флэтли. Его масштабные танцевальные шоу, в частности «Lord of the dance» и «Feet of Flames», завоевали любовь поклонников чечетки по всему миру.


  • Самый лучший и быстрый степист в мире по признанию специалистов - женщина. Этого звания удостоилась Элинор Пауелл, карьера которой пришлась на 30 - 40-е годы.
  • Впечатляет своей энергичностью и ритмом ирландский степ. Это достаточно сложный в исполнении стиль, поскольку количество ударов одной ногой варьируется от 4 до 6. При этом корпус остается неподвижным, в танце задействованы только ноги. Исполняют его под фольклорную, кельтскую музыку.
  • Не обошла стороной чечетка и Россию. Наш вариант исполнения танца называется дробушки. В отличие от зарубежных танцоров, российские отказались от туфель с металлическими пластинами. Вместо них использовалась обувь с двойной подошвой.
  • Правительство Советского Союза в послевоенные годы было настроено негативно по отношению к степу - развитию жанра мешал «железный занавес». Несмотря на это, традиции американского степа активно развивали братья Гусаковы.
  • Полюбоваться чечеточными сценами можно не только в старых американских мюзиклах. Присутствуют они и в советских кинолентах. Так, Любовь Орлова продемонстрировала свой талант в исполнении степа в фильме «Цирк».
  • Существует легенда будто степ родился на корабле, на котором везли мигрантов из Европы. Во время путешествия к дальним берегам представители различных стран выходили на палубу и отбивали четкий ритм о деревянные половицы. Европейским танцорам не уступали матросы, которые для лучшего звучания придумали прибивать к подошвам мелкие английские монетки - пенни.

Лучшие мелодии в ритмах степа

Как мы уже говорили ранее, история чечетки неотрывно связана с развитием джазовой музыки. Именно ее использовали в мюзиклах. Поэтому лучшие мелодии представлены в старых голливудских музыкальных комедиях.

«Чаттануга Чу-Чу » прозвучала в фильме «Серенада солнечной долины». В 1941 году пластинка с этой композицией стала лидером американского хит-парада. А история песни началась в поезде, который мчался по Южной железной дороге через городок Чаттануга. Автор лирики - Марк Гордон, музыки - Гарри Уоррен. В мюзикле песню исполняет джаз-оркестр Гленна Миллера .

«Чаттануга Чу-Чу» (слушать)

«Singin’ in the Rain ». Сама композиция увидела свет в 1929 году, а известность получила в 1952 после выхода на телеэкраны кинокомедии «Поющие под дождем». К ее популярности имеет непосредственное отношение Джин Келли, который исполнил степ под незамысловатую мелодию. При этом хореографию актер поставил сам. В начале 2000-х песня заняла 3-ю строчку в списке самых популярных композиций по мнению американских кинокритиков.

«Singin’ in the Rain» (слушать)

«The Continental » - главная песня кинофильма «Веселый развод» 1934 года. Под нее в мюзикле танцует знаменитый дуэт Фреда Астера и Джинжер Роджерс. Буквально через год композиция завоевала «Оскар» в номинации «Лучшая песня» и стала первой песней, которая победила в этой категории. Просто до 1935 года этой номинации не существовало.

«The Continental» (слушать)

Профессиональные степисты отмечают, что для степ-данса не существует ограничений в отношении музыкального сопровождения. Это свободный стиль, который можно исполнить как под классические, так и под современные мелодии. При этом неважно, сколько танцоров будет задействовано - один, два или целый кордебалет. В любом варианте чечетка смотрится завораживающее и эффектно.

Видео: смотреть чечётку


Чечетка имеет много названий и разновидностей. Американский тап, ирландская джига, европейский степ – все эти вариации чечетки имеют одно связующее звено, общий базовый элемент под названием «шаг». Это движение присутствует в абсолютном любом номере чечеточника и по праву считается фундаментом этого танцевального направления.

Перед началом обучения

Каждый исполнитель чечетки на время танца надевает специальную обувь, оборудованную металлическими набойками на носке и каблуке. Исполняя «шаг» и другие элементы степа, использование специальных туфель, позволяет зрителю оценить каждое движение танцора. Сегодня мы рассмотрим два начальных шага в чечетке: flap и ball-change.

Техника исполнения ball-change

Элемент ball-change несмотря на легкий процесс изучения, довольно эффектно выглядит во время исполнения. Техника движения проста – сначала выполняется удар одной ногой, далее проводится удар носком другой ноги. Суть движения заключается в чередовании удара всей стопы одной ноги и удара носка другой ноги.

Техника исполнения Flap

Flap представляет собой обычный шаг с применением одного нюанса. В частности, нужно выполнять обычный шаг, но при этом ногу ставить не на всю стопу, а сначала на пятку и затем на носок. Стоит отметить, что делая шаг нужно не просто поставить ногу на пятку, надо выполнить удар пяткой. Далее нога переходит на носок и только потом становится полностью на пол. После чего исполнителем делается точно такое же движение другой ногой. Чтобы flap выглядел вальяжно и легко удары пяткой и ноской выполняются не сильно.

Базоавые шаги чечетки не отличаются особенной сложностью. Единственное что понадобится начинающему танцору – терпение на многочисленную отработку новых элементов.

Степ (в переводе с английского «step» означает «шаг»), или чечетка – это разновидность перкуссионных танцев, особенностью которой является ритмичная ударная работа ног. Степ – это смешение танцевальных культур разных народов, в частности, ирландской жиги и африканских танцев рабов.

История танца

В связи с развитием работорговли в Америке произошло смешение абсолютно разных культур – европейской и африканской. Спустя некоторое время это смешение привело к образованию нового музыкально-танцевального направления. Историки утверждают, что африканцы с помощью барабанов передавали различные закодированные сигналы, а когда рабовладельцы узнали об этом, то запретили использовать своим рабам такого рода инструменты. И вскоре африканцы вместо использования инструментов стали выстукивать ритмы ногами.

Считается, что степ появился в 1770-х годах на юге США. Именно тогда среди людей были популярны такие танцы, как ирландская жига, привезенная беженцами из Ирландии, и западноафриканская жиуба. Путем смешения этих танцевальных направлений образовался абсолютно новый стиль, который назывался «buck and wing». Вскоре большую популярность в США завоевала английская чечетка, которая постепенно преобразуется, соединяя в себе движения из других популярных танцев того времени. Появились такие стили танцев, как hornpipe, pedestal, trick, statue, waltz clog, которые исполнялись в специальной обуви с деревянной подошвой и каблуком.

Однако перечисленные стили были не такими яркими и интересными, как buck and wing, который славился синкопированным ритмом, развитие и преобразование этого танца привело к появлению джазового степа. Чуть позднее появились такие разновидности степа как shortgun stap (оружейный степ), flash step (степ-импровизация).

Признание степа произошло благодаря известной личности William Henry Lane (под псевдонимом Master Juba), который исполнял танец на Менестрельных шоу. Менестрельные шоу представляли собой подборку танцевальных и музыкальных номеров, которые в основном исполняли негры и ирландцы. Стоит отметить, что белокожие актеры всегда тщательно закрашивали свои лица черной краской для того, чтобы быть похожими на своих чернокожих собратьев.

В 1866 году вышел первый мюзикл "The Black Crook", который состоял из номеров чечетки. В этом же году степ под влиянием других культур стал значительно видоизменяться, все движения танца стали более раскованными и свободными, положение тела также изменилось. Однако окончательное формирование степа, который танцуют в настоящее время, наступило только в XX веке.

Музыкальным сопровождением танца стал джаз, который зародился путем смешения европейской и западноафриканской культуры, кроме того, джаз дал толчок развитию степа. Именно по этой причине в 1910-1920-х годах степ называли джазовым и исполняли его в основном чернокожие.

В 1914 году в Гарлеме было организовано шоу «Darktown Follies», которое проходило в театре Лафайет. В этом шоу чернокожие танцоры исполняли различные виды танцев, такие как линди-хоп , некоторые виды степа и акробатику. Шоу быстро завоевало популярность и вскоре попало на сцену Бродвея. Так, степ стал интересен белокожим людям и в 1920 году пользовался большой популярностью среди жителей США. На Бродвее стали ставить довольно много мюзиклов с использованием степа, открылись школы по обучению танцевальному мастерству. Кроме того, степ не стоит на месте, он активно развивается, разрабатываются новые основные комбинации и элементы.

В 1930 – 1940-х годах популярность степа возрастает, танец стал активно использоваться в создании не только мюзиклов, но и кинофильмов. Именно в этот момент появился новый вид степа с элементами классической хореографии. В 50-е годы XX века степ стал терять свою популярность очень быстро, закрылся и знаменитый клуб степа «Hoofer"s Club» в Нью-Йорке.

Однако в 1960-х годах мюзиклы, которые исполнялись на Бродвее, снова стали использовать степ. Были показаны как старые шоу и мюзиклы с участием этого танца, так и абсолютно новые, например, 7 апреля 1969 года Летиция Джей презентовала новую программу под названием «Tap Happenings». В 70-х годах степ вернулся и на телеэкраны. К этому времени степ стал не просто развлечением, а искусством. В 80-х годах стали организовывать международные соревнования и фестивали по степу, также открывались новые специализированные танцевальные школы. А 25 мая 1989 года Конгресс США объявил этот день – Днем Степа, который до сих пор празднуется любителями и профессионалами.

В 90-х годах прошла новая волна популярности этого танца, благодаря шоу «Riverdance», которое объединило в себе все виды перкуссионных танцев, в том числе и разновидности степа. В начале XXІ века степ по-прежнему активно развивался, при его исполнении часто стали импровизировать и включать танцевальные элементы из других стилей. В настоящее время степ остается уникальным танцевальным направлением, который каждый танцор выполняет в своем стиле, импровизируя и добавляя интересные движения и элементы.

Виды танца

В настоящее время существует большое количество разновидностей степа, которые могут отличаться как движениями, так и музыкальным аккомпанементом для исполнения танца. Наиболее популярные виды:

  • Acro-tap – этот вид характеризуется чередованием чечеточных комбинаций и акробатических элементов.
  • Ballet tap - этот вид характеризуется добавлением движений из классического балета в ритмы чечетки.
  • Cane tap – этот вид исполняется с использованием трости, которая используется не только для сценического образа, но и для отбивания ритмов в сочетании с ритмами ног.
  • Tap dance – этот вид имеет четкие ритмические рисунки и фигуры, которые создаются выстукиванием всей стопой, пяткой и носком.

Степ в России

Активное развитие в России степ получил только в начале XX века, о чем свидетельствуют выступления русских чечеточников, которых называли «казачками». Танцоры из России произвели настоящий фурор техникой, исполнением трюков в танце и сложными ритмическими рисунками, которые исполнялись на 6, 8, 12 четвертей. Кроме того, русские чечеточники к отбитым ногами дробям добавляли хлопки руками и активные движения всем телом.

В 1907 году в Санкт-Петербурге было организовано шоу с участием гастролеров из США. Танцоры произвели очень сильное впечатление на русских исполнителей степа. Вскоре многие танцоры из России стали повторять движения из прошедшего шоу, первым из них стал – Николай Чубаров, он сумел соединить чечетку в цыганских номерах, добавив хлопки.

Наиболее знаменитыми танцорами степа в XX веке стали Сергей Караваев и Евгений Пешков, Леонид Утесов, дуэт «Глед и Глед» братьев Михаила и Эмиля Гладштейн, квартет «Фоли» в составе А. Арнольда, Л. Артамоновой, Н. Винниченко и А. Триллинга.

В конце 1920-х годов в СССР ужесточилась идеологическая политика, эстраду стали очищать от чужих жанров, это коснулось и полюбившейся танцорам чечетки. Однако степ исполнялся, но в немного ином варианте. Кроме того, степ часто использовался в российской кинематографии, например, чечетка братьев Бориса и Юрия Гусаковых в кинофильмах «Карнавальная ночь» и «Матрос с «Кометы»», Валерия и Геннадия Сазоновых в кинофильме «Спеши строить дом», «Эта веселая планета». Также степ исполнялся Любовью Орловой в кинофильме «Цирк», Леонидом Утесовым в кинофильме «Веселые ребята», а в 1980-х годах был исполнен в фильме «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх». И это еще не весь список фильмов, в которых использовался степ.

Обувь для степа

Чутким музыкальным инструментом для танцора степа являются его ботинки. В степе звук издают набойки на ботинках и специально подготовленный пол. Характер звука при отбивании чечетки зависит от материала, формы и крепления набоек.

Чтобы звук был четким и громким, набойки делают полыми, а в некоторых моделях предусмотрены специальные отверстия для выхода воздуха при ударе. Правильный звук возможен при верной установке набоек, как правило, их прикручивают к ботинку шурупами, иногда заклепками. Между набойкой и подошвой размещают слой твердого спрессованного картона (фибры), который пропитан смолами. Кроме того, фибра не позволяет краям набойки вжаться в подошву и сохранить пространство под набойкой.

Также важной характеристикой набоек является степень скольжения, так, при очень скользких набойках сложно танцевать. Заднюю набойку делают плоской для того, чтобы танцор смог на нее опереться, а переднюю, наоборот, выпуклой, чтобы она сохраняла звук при разных углах соприкосновения с полом.

Важной особенностью ботинок для степа считается материал. Так, для джазового степа, который содержит сложные движения, используется обувь из мягких материалов. Кроме того, между передней набойкой и подошвой ботика вклеивают клин из кожи, он сглаживает подъем подошвы.

Степ (Tap Dance/ Чечетка) - эти названия принадлежат динамичному танцу, суть которого заключается в ритмичных ударах ног о твердую поверхность для создания ритмичных ударных звуков.

Степ является смесью различных танцевальных направлений: африканских, английских, африканских, ирландских.

Степ танец зародился в Америке во времена рабовладельчества. Африканцы для того, чтобы секретно передавать закодированные сигналы использовали барабаны. Однако, рабовладельцы узнали об этом и запретили пользоваться инструментами. Тогда африканцы стали выстукивать ритм при помощи ног - так и появилась Чечетка.

Направление Степ было официально продемонстрировано как танцевальное только лишь в 1820-ых годах. Танец стал очень популярен в театральных постановках. Танец можно было исполнять в 2-х вариантах обуви: в ботинках из дерева, в мягкой обуви имеющей металлические набойки.

Tap Dance - стиль, который имеет свою характерную особенность - издаваемый звук.

Для того, чтобы издать звук нужны две составляющие: обувь с жесткой подошвой, деревянный пол.

Интересный факт: в среднем танец длится около 3-х минут, за это время танцор выполняет до 700 ударов о пол. Скорость исполнения всех элементов поражает и одновременно завораживает.

За последнее время Чечетка сильно изменилась. Если раньше танец имел два основных направления - манера, скорость, то сейчас выделяют следующие направления:

  1. Хуфинг - афро-американская версия, в которой нет примесей других видов. Хуфер (Hoof в перевод с анг. означает «копытник») должен концентрироваться на выстукивании ритма пяткой и носком. Танцевальные движения здесь играют второстепенную роль.
  2. Бродвейский - англо-американская версия. Данный вид является полной противоположностью Хуфингу. Бродвейский Степ содержит в себе «па» из и Чечетку.

В стиле Tap Dance выделяют Акротэп - микс из чечеточных движений с акробатическими трюками.

Особое положение в танце у импровизации, поскольку мало кто решается станцевать Степ танец без предварительной подготовки, постановки номера.

Для занятий Чечеткой нет каких-либо ограничений - ни возраст, ни пол, ни подготовка не имеют значения.

Достаточно прийти на урок Степа прихватив с собой форму. Для занятий рекомендуется брать разношенную и удобную обувь, не остроносую. Где высота каблука должна составлять - либо 1 либо 4-5 сантиметров. Каблук должен быть устойчивым и широким.

Хотите научиться чувствовать музыкальные ритмы душой и передавать их с помощью движений? Желаете научиться не только технике танца, но и культуре подачи, самореализоваться и найти новых друзей? Тогда Чечетка для вас!

Рекомендуем почитать

Наверх